Мир Сергея параджанова

  • 02 июня 2010 г.
  • 2377 Слова
Музыкальный мир фильмов С. Параджанова: музыка в медиатексте
[pic]Музыка в фильме – это не «прикладная»  киномузыка, которую обычно не принимают  всерьёз, а музыкальный мир, конгениальный его визуальным «озарениям».
Сергей Параджанов (1924 – 1990) – выдающийся кинорежиссёр, одна из самых ярких личностей отечественного кино.Он был человеком мульти-культурным, что было определено и местом егорождения (Тбилиси), и всей его последующей жизнью (учился в Москве во ВГИКе, работал в Киеве, Ереване, Тбилиси), и творчеством (принадлежал в равной степени всем трём – украинской, армянской и грузинской – кинематографиям, оказав на каждую из них сильное влияние).
Если говорить о параджановском киностиле, то наиболее ярко его неповторимость проявилась в цветовом и композиционно-живописном решении сюжетакинокартин.
Статья опубликована в сборнике: Современное коммуникативное пространство журналистской науки, практики и образования. Опыт регионов. Вып. 3. Казань: КГУ, 2009. С. 125 - 137.
Сергеева Т.С., д. иск., доц.

Музыкальный мир фильмов С. Параджанова:
музыка в медиатексте
“Ашик-Кериб” – это мугам – восточная любовная песня о верности
С. Параджанов
Сергей Параджанов (1924 – 1990) –выдающийся кинорежиссёр, одна из самых ярких личностей отечественного кино.Он был человеком мульти-культурным, что было определено и местом его рождения (Тбилиси), и всей его последующей жизнью (учился в Москве во ВГИКе, работал в Киеве, Ереване, Тбилиси), и творчеством (принадлежал в равной степени всем трём – украинской, армянской и грузинской – кинематографиям, оказав на каждую из них сильноевлияние).
Но, безусловно, многое в уникальности такого многогранного явления, как Параджанов, определили его корни. Понимать это надо и в прямом, и в расширительном смысле. Для людей, живущих на Кавказе, быть корен-ным тбилисцем – значит принадлежать особой, многонациональной среде, в которой человек с детства начинал говорить на трёх, а то и на четырёх язы-ках (грузинском, армянском, русском, азербайджанском)[12, с. 10-11].
Отсюда проистекает его, человека христианской культуры, тяга к восточной ар-хаике, и, в частности, ирано-мусульманской эстетике и другим разнообраз-ным национальным традициям. Кинокритик Андрей Плахов назвал С. Пара-джанова «человеком-экуменистом» , «космополитом советского культурного Вавилона»[9]. В предлагаемой статье мы рассмотрим, как эта «мультикуль-турность» сказалась намузыкально-звуковых идеях его фильмов. 

Если говорить о параджановском киностиле, то наиболее ярко его не-повторимость проявилась в цветовом и композиционно-живописном реше-нии сюжета кинокартин. «Он прежде всего живописец» – так охарактеризо-вала Мастера искусствовед и кинокритик Кора Церетели, подчеркнув его невероятную способность «видеть» звук и «слышать» цвет [12, с. 6, 7].
На наш взгляд, вПараджанове-кинорежиссёре в одинаковой степени соединились и гениальный живописец, и не менее гениальный музыкант. Музыкальному измерению его фильмов, который до сих пор ещё не привлёк внимания исследователей, и посвящена наша статья. Музыка в его фильмах – это не «прикладная»  киномузыка, которую обычно не принимают  всерьёз, а му-зыкальный мир, конгениальный его визуальным «озарениям».

Несмотря нато, что Параджанов всегда работал над фильмом с композитором, однако музыкальная «партитура» его кинопроизведений рождалась в горниле его режиссёрской воли, подчинённой его замыслу и вúдению, где переплавлялись и все композиторские предложения. В конечном итоге его режиссёрское «слышание», связанное с незаурядной музыкальной одарённостью, и определяло музыкальный мир фильма.

С. Параджановдействительно обладал ярко выраженной музыкально-стью: «весёлым и певучим талантом» назвала его К. Церетели. Как вспоми-нает Светлана Щербатюк, его жена, у него был красивый голос – драматиче-ский тенор, и он некоторое время учился в Московской консерватории
в классе Н.Л. Дорлиак. Но потом его интересы полностью переключились на ВГИК, хотя петь он всегда любил и не упускал...