В последние года два слова «инновация» и «модернизация» стали чуть ли не определять путь развития России. Уверяется, что такая стратегическая линия, то есть упор на науку и новые технологии, должна кардинально изменить структуру российской экономики, вывести ее наконец из сырьевого капкана и превратить Россию в наукоемкую экономическую базу мирового масштаба. Прекрасно!
Не все, но многиепонимают, что реализация такой стратегии требует мощного научно-технологического потенциала, в оценках которого, однако, имеются существенные расхождения. Естественно, все познается в сравнении. Из опросов населения и отдельно ученых, проведенных Институтом статистических исследований и экономических знаний Государственного университета – Высшей школы экономики получалось, что 50% населения и 58%ученых (а среди последних 68% – сотрудники РАН) оценили уровень российской науки как «выше» мирового. В среднем же около 60% респондентов признали, что уровень отечественной науки «выше или на уровне мирового»[ Независимая газета, 25.06.2008]. Если так, тогда можно считать стратегическую задачу выполнимой. Правда, более поздние опросы несколько омрачают этот оптимизм. В частности, в ходе опроса молодыхученых, проведенного в марте 2011 г. на одной из конференций молодежи в Москве, 20% респондентов оценили состояние отечественной науки как «катастрофическое», а 35% – как «неудовлетворительное». И только 32% сочли его «удовлетворительным». Причем по мнению 39% респондентов за последние 10 лет состояние науки «ухудшилось или значительно ухудшилось», 24% – «не изменилось» и только 32% — «улучшилось»[Итоги анкетирования участников всероссийской научной конференции "Россия 2030 глазами молодых ученых". 11 марта 2011 г., Москва].
Из результатов этого опроса следует, что «молодняк» более реалистично оценивает ситуацию в науке, чем маститые ученые, и особенно начальники от науки. Прежде всего те, кто дает радужную картину «наверх». Видимо, до «верха» так и не дошло известное открытое письмороссийских ученых, работающих за рубежом, в котором они назвали положение дел в российской фундаментальной науке «катастрофическим».
При этом следует сказать, что оптимизм многих научных работников России не является показным: они действительно верят в высокий уровень российской науки.
I
А пока от слов перейдем к статистике, которую средний русский пытается всегда избежать, предпочитая «низким истинам» (=статистика) «нас возвышающий обман» (=слова). Количественная сторона научно-технического потенциала современной России представлена в таблице.
В ней приведены некоторые важные индикаторы научно-технического потенциала России на фоне ведущих стран мира. Один из них – затраты страны на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). По сумме финансирования НИОКР Россия отстает от всехосновных развитых стран, а по доле НИОКР в ВВП (1,0%) отстает от первой 20-ки стран мира. Причем последний показатель снижается у России в сравнении с предыдущими годами (например, в 2007 г. доля НИОКР составляла 1,12% ВВП). Следует обратить внимание, что в 1991 г. по затратам на НИОКР РСФСР отставала только от США, Японии, Германии и Франции.
На Западе при затратах на НИОКР большое внимание обращаютна «соотношение сил» между правительством и предпринимательским сектором. В России доля госбюджета в НИОКР составляла около 65% от всех затрат (2008 г.). На бизнес приходится только 29%, что отражает слабость «других источников финансирования[The Current Status of Science around the World. UNESCO, 2010, p. 217.].
Количество людей вовлеченных в НИОКР. В таблице приведено только количествоисследователей. По этому показателю позиция России в мире вроде бы не так уж плоха – 4-е место. Но если внимательнее посмотреть на количество вовлеченных в НИОКР, вырисовывается другая картина. Используем для этого русские источники.
В 2008 г. в НИОКР было вовлечено 761 252 человек, включая исследователей, техников, вспомогательный и «прочий персонал». При этом на...
Поделиться рефератом
Расскажи своим однокурсникам об этом материале и вообще о СкачатьРеферат