Обращения граждан в федеральные органы исполнительной власти

  • 25 февр. 2010 г.
  • 28326 Слова
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

О том, кто имеет участие в законосовещательной или судебной власти, мы и можем утверждать, что он и является гражданином данного государства.

Государством же мы и называем совокупность таких граждан, достаточную, вообще говоря, для самодовлеющего существования.

(Аристотель, “Политика”, III, 1, 8)[1]

А каков жалобник кбоярину приидет, и ему жалобников от себе не отсылати, а давати всемъ жалобником управа в всемъ, которымъ пригоже.

А которого жалобника а непригоже управити, и то сказати великому князю, или к тому его послати, которому которые люди приказаны ведати.

(Судебник Ивана III, 1497 г., ст.2)[2]

ВВЕДЕНИЕ

Так уж сложилось исторически, что с давних времён в России государственная власть была необычайновлиятельной. И в основном на власть люди возлагали надежды, часто неоправданные. В лице царя от века видели наместника Бога, гаранта справедливости и защитника всех “сирых и убогих”.
И в сущности до сего дня мало что изменилось. Царя заменил “вождь”,
Генеральный секретарь, теперь - Президент. То, что власть “разделилась” хотя бы формально, в народном сознании осталось не замеченным. Власть по- прежнемувоспринимают как некое целое, притом власть законодательную и судебную считают лишь нижними этажами этого целого, а центром властной системы, “властью как таковой” считается власть исполнительная. Этому народному восприятию власти отдают дань и многие отечественные правоведы. В частности, весьма распространены взгляды, согласно которым институт президентской власти лежит “вне” системы разделениявластей, а Президент как “глава государства” имеет совершенно особый статус, возвышающий его над всеми ветвями власти. Естественно, отсюда недалеко и до признания права
Президента вмешиваться в законодательный процесс или в судопроизводство.
Кроме того, издавна не особенно доверяя местной власти (условно говоря,
“воеводам”), боьшинство россиян ищут заступничества и справедливости “в
Москве”, то есть уфедеральных органов исполнительной власти. Таким образом, мы видим, что главным центром, к которому обращены народные чаяния, являются органы исполнительной власти, притом прежде всего федеральные и особенно - Президент. Именно к ним в первую очередь обращались и обращаются граждане за защитой своих прав. Это вовсе не голословное утверждение, достаточно взглянуть на статистику. Согласноаналитическим отчётам Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства
РФ, за 2000 г. на имя Президента поступило порядка 300 тыс. обращений граждан, в Правительство РФ - 94 тыс., а в самое “популярное” из федеральных министерств - Министерство юстиции - 35 тысяч[3], притом даже исковых заявлений по гражданским делам во все суды (исключая арбитражные) было подано едва ли не меньше. В предшествующие годы соотношениебыло приблизительно такое же, хотя порядок цифр менялся. Комментарии здесь излишни, цифры говорят сами за себя. Следует также отметить, что судебная власть, основной “защитник” гражданских прав в развитых странах, в России даже юридически находится в большой зависимости от власти исполнительной. В последние годы существенно возросло количество гражданских исков, но, - и на это необходимо обратитьвнимание, - эти иски могут привести к реальному восстановлению нарушенных прав, возмещению ущерба и т.п. только при содействии исполнительной власти. Какое бы решение не вынес суд, оно должно быть исполнено судебными приставами, не входящими в систему судебной власти как таковой (все судебные приставы России подчинены Департаменту судебных приставов Минюста России). И очень часто судебные решенияне могут быть исполнены именно из-за проволочек, допускаемых судебными приставами.
Итак, мы видим, что исполнительная власть остаётся главным гарантом гражданских прав, и единственным “центром”, к которому обращены надежды подавляющего большинства граждан России. И что бы не говорили о разделении властей, необходимости построения сильной и независимой судебной...