Об отводе судье в уголовном процессе

  • 09 окт. 2012 г.
  • 2637 Слова
Об отводе судье в уголовном процессе
От автора

Предлагаемый вниманию отвод федеральному судье, разрешает, как полагаю, многие вопросы, возникающие у юристов относительно оснований для отвода.

Распространенным является мнение, будто невозможно в процессе установить «иную личную заинтересованность» судьи, а потому всякие отводы-де, являются изначально провальными... Между тем, об «инойличной заинтересованности» судьи вполне может свидетельствовать допущенная им система нарушений закона, и все не в пользу доверителя, а только в интересах потерпевшего. Очевидно, что в интересах правосудия такие нарушения судьей допускаться в принципе не могут. Следуя правилам логики, нельзя не прийти к выводу о том, что допущены они судьей из «иной личной заинтересованности».

Третьего простоне может быть.Таким образом, при установлении системы нарушений, которые определенным образом и однозначно характеризуют мотивы действий и бездействия судьи, есть законные основания для заявления ему отвода. Что касается конкретных мотивов такого его поведения в процессе (неприязнь к защитнику и его доверителю, получение взятки от другой стороны и т.д.), то защитник и не должен принимать меры ких установлению перед заявлением отвода. Это задача соответствующей квалификационной коллегии судей и правоохранительных органов.

Несмотря на то, что отвод заявлялся еще в 2004 году, актуальность этого акта защитника не утрачена и сейчас.

Фамилии действовавших лиц изменены.

Повторный отвод
федеральному судье Максаковой
от участия в производстве по уголовному делу
по обвинениюПальцина и др.

К настоящему времени появились новые основания для отвода федерального судьи Максаковой.

В судебном заседании от 16 февраля 2004 года государственный обвинитель в подготовительной части судебного заседания заявила ходатайство об отложении судебного разбирательства по мотивам неявки в суд потерпевшего Ливанова. Представитель потерпевшего - адвокат Китаева, пояснила, чтопотерпевший Ливанов не явился в суд по тем мотивам, что на дату судебного заседания – 16 февраля 2004 года, к Ливанову-де, с подозрением на двустороннюю пневмонию у последнего, вызван врач. Федеральный судья в виду того, что на лечение пневмонии потребуется около трех недель, отложила судебное заседание на неоправданно длительный срок- до 11 часов 9 марта 2004 года.

При этом оказалось нерассмотреннымвысказанное защитником Пальцина, адвокатом Назаровым, устное ходатайство об изменении Пальцину меры пресечения на не связанное с лишением свободы в случае, если суд решит отложить судебное разбирательство.

Суд, решив отложить судебное разбирательство, не принял во внимание доводы защитника о том, что права потерпевшего и подсудимого в уголовном процессе в соответствии со статьей 244 УПК РФ равны, атакже не обратил внимания на то, что Пальцин сам является человеком, больным раком щитовидной железы, рассеянным склерозом и гипертонией, на что защитник также обратил внимание суда, высказывая свое мнение по существу заявленного прокурором ходатайства. Игнорировал суд доводы защитника и о том, что обеспечивать права потерпевшего нельзя за счет ущемления прав подсудимого, а такое ущемлениепроизойдет, если больной Пальцин, не получая должного лечения, будет оставаться под стражей на то время, пока лечится потерпевший Ливанов.

Как и в предыдущих судебных заседаниях, по результатам которых федеральному судье Максаковой заявлялся отвод, и в суде 16 февраля 2004 года указанное должностное лицо нарушило уголовно-процессуальный закон, оставив без рассмотрения ходатайство защитника Назарова обизменении Пальцину меры пресечения с содержания под стражей на не связанную с лишением свободы.

Между тем, в статье 120 УПК РФ, предусматривающей общий порядок заявления ходатайств, указано, что «Ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу. Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, устное - заносится в протокол следственного...