«Регион» в политической науке. Регионализм в современной России

  • 09 нояб. 2010 г.
  • 1295 Слова
«Регион» в политической науке.
Регионализм в современной России

Теория и методология политической регионалистики представляет собой локальное сообщество (индивиды плюс среда, в которой они перемещаются).
Рассматривая уровни политического пространства, следует все же помнить, что в реальности события происходят на "плоскости". Вертикальное измерение политического пространства условно, оно непредставлено на местности. Пониманием этого факта обусловлено появление теории места и его роли в политике, автором которой является Дж. Эгнью [Agnew, 1987]. В соответствии с этой теорией место (place) представляет собой арену, на которой одновременно и параллельно происходят политические процессы всех уровней от глобального до локального. Действительно, лондонский Сити может рассматриваться и какцентр принятия политических явлений глобального масштаба (в силу нахождения там правительственных учреждений Великобритании), и как локальное сообщество со своими жителями, решающими сугубо местные, бытовые проблемы. В современной западной литературе в этой связи появилось понятие "glocal" ("глокальный", от объединения слов "global" и "local"), характеризующее смешение функций, относящихся к разнымтерриториальным уровням политической деятельности, на одной территории.

Регион и территориальная структура (геоструктура)

Наиболее общими понятиями в политической регионалистике являются "территория" и "пространство".
Территория — обязательный атрибут государства и любой его части, ее можно определить как участок земной поверхности, занимаемый определенным политическим явлением.
Также вполитической регионалистике используется понятие "пространство", которое является производным от географического пространства. Это — несколько более "объемное" понятие, чем территория. Пространство понимается как совокупность объектов, связей между ними, определенным образом расположенных друг по отношению к другу (следует подчеркнуть, что пространство рассматривается в непосредственномгеографическом смысле, а не в виде метафоры, бытующей в политических исследованиях и означающей, например, расстановку сил.
Призмы (географические структуры повседневности), обустройство личностного пространства (мир вещей и т.п.).
В таком ключе, например, рассуждают об изменениях в политическом пространстве (или политическом ландшафте), подразумевая изменения в структуре расстановки политических сил. Однако политическаярегионалистика должна следовать своей методологии, понимая пространство в контексте протяженности объектов.

Региональная структура государства

Пространство — это не "плоская" территория некого участка земной поверхности, а "объемная" совокупность положений и расстояний.
В то же время на практике понятия "пространственный" и "территориальный" часто являются синонимами. Рассуждая о"территориальных" и "пространственных" различиях мы обычно имеем в виду одно и то же — характеристику неоднородности явления в его "территориальной" проекции или "пространственном" представлении.
Для описания структуры территории (пространства) используются многочисленные частные понятия. Среди них ареал, регион, район, область, провинция, зона, пояс, край, страна и др.
Такое многообразие понятий нередко сбивает столку, а также влечет за собой попытки провести границы между ними. Однако четкое различение этих понятий представляется невозможным и ненужным. Среди них есть понятия, сформировавшиеся в русском языке, и понятия заимствованные, причем в разных обстоятельствах, с разными и, подчас, менявшимися смыслами.
Также следует иметь в виду, что в каждом языке есть свой набор понятий, характеризующих ячейкитерриториальной структуры (геоструктуры). Поэтому попытка их концептуализации для русского языка приведет к семантической несовместимости политической регионалистики в России и других странах.
В различных географических дисциплинах одни и те же понятия имеют совершенно разное значение, что связано со сложившимися традициями и частными, узкоспециализированными...