Формирование критического отношения к информации у молодёжи

  • 02 авг. 2011 г.
  • 1491 Слова
Введение
Дж. Мартин, ветеран фирмы «IBM» (одной из крупнейших компьютерных фирм США), известный автор книг по вычислительной технике, уже три десятилетия назад отмечал тревожную ситуацию, связанную с наступлением информационной эры: «Сейчас мы достигли такого уровня познания, когда количество информации, поступающей в промышленность, управление и научный мир доходит до тревожных пропорций.Печать весьма мягко и неудачно называет это «информационным взрывом». Но обычный взрыв быстро прекращает свой бурный рост. Рост же информации в перспективе не имеет конца, а только все больше увеличивается. Общая сумма человеческих знаний изменялась раньше очень медленно. В 1800 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удваивалась каждые 10 лет, а к 1970 г. – каждые 5 лет» [Мартин, 1981, с. 20]. Поданным ЮНЕСКО, в начале ХIХ в. во всем мире выходило около 100 научных журналов, в 1850 г. — 1000, в 1900 — более 10 тыс., в на¬стоящее время — свыше 100 тыс. Книг за последние 25 лет выпущено столько же, сколько за предыдущие 500 лет.
Масс-медиа манипуляция
Г. Шиллер в своей книге «Манипуляторы сознанием» отмечал следующее: «Содержание и форма средств массовой информации — мифы и средства их передачи— полностью опираются на манипуляцию. При успешном применении, а это, несомненно, так и есть, они неизбежно приводят к пассивности индивида, к состоянию инертности, которое предотвращает действие. Именно такого состояния индивида и стремятся добиться средства массовой информации и вся система в целом, так как пассивность гарантирует сохранение статус-кво Сокращение умственной деятельности такжеявляется результатом отупляющего воздействия бесконечного количества затрачиваемых на просмотр телепрограмм часов. Трудно поддается измерению, но, тем не менее, имеет огромное значение умиротворяющее воздействие телевидения на критическое сознание» [Шиллер, 1980].
В современных городах контакты человека с медиа превышают одиннадцать часов в день, телевизор включен в квартирах/домах в среднем 7 часов 38минут ежедневно, а дети от двух до двенадцати лет в среднем смотрят телевизор 25 часов в неделю [Semali, 2002 c.13]. По данным Национального союза семейных ассоциаций (UNAF – Union National des Associations Familiales), несовершеннолетняя аудитория ежегодно проводит в среднем 154 часа качественного времени (то есть периода бодрствования) с родителями и 850 часов – с учителями, в то время как наконтакты с различными экранными медиа у детей отводится 1400 часов [Frau-Meigs, 2003, c.26].
Уточнение термина
Профессор КемГУКиС Н.И. Гендина для определения сущности информационной подготовки индивида предлагает термин «информационная культура личности», который подразумевает «одну из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний, умений,обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Эта составляющая является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе» [6, 2006].
В данном определении мывидим, что индивид понимается, как субъект во взаимоотношениях с информацией. Он формулирует свою информационную потребность и затем оптимально её удовлетворяет. Однако напомним, что ещё 30 лет назад Г. Шиллер в своей книге «Манипуляторы сознанием» однозначно назвал информационную эпоху – миром манипуляции, где правят СМИ и СМК. В подобных условиях индивид становится скорее объектом, пассивнымнаблюдателем, не формируя информационные запросы, а безмолвно потребляя поступаемую из СМИ и СМК информацию.
Для характеристики уровня информационной подготовки международным сообществом введён термин «информационная грамотность», включающий три базовых стандарта. Пользователь, обладающий информационной грамотностью, «отбирает информацию рационально и эффективно...