Футбол

  • 01 окт. 2012 г.
  • 5991 Слова
Введение
Футбол, конечно, не искусство. Он не претендует на равную с подлинным искусством роль в воздействии на человека, в формировании личности. У футбола нет своей музы, образной системы, и потому, оставаясь одним из самых любимых зрелищ, он всегда будет только приближаться к искусству. И именно по этому футбол имеет право на обоснование своей зрелищной силы.
Футболисты избавлены от этогобарьера. Зритель приходит на стадион, твёрдо зная: всё, что произойдёт, - правда, - сюжет не определён заранее, развязка неизвестна. И произведение рождается на его глазах. Вот первый шаг в исполнении между исполнителями и аудиторией, связывающий их и способствующий возникновению тесного контакта. Вот первая причина сильного эмоционального воздействия спортивного зрелища.
Наше тело говорит Жак-Далькроз,со всеми его сложными органами дано для выражения таящихся в нас сил - значит, для движения. Движения порождают в нас одновременно физические и моральные ощущения: ощущение присущей нашему телу жизненной силы и сознание того, что эта сила подчинена нашей воле. Сила подчинена воле.
Позднее физиологи доказали, что зритель на трибуне мысленно повторяет все движения футболистов и, значит, почти теже ощущения. Жак-Далькроз обращает особое внимание на: 1) взаимоотношение физических и интеллектуальных сил; 2) отношение между временем, которому мы подчинены, и окружающим нас пространством; 3) тесную связь представления с движением. Для ума представление имеет тоже значение, что для. Тела - ритм. А потому все ритмические упражнения как бы связующие звено между духом и телом. Весь курс гимнастикиЖак-Делькроза основан на связи мысли, воли и мышечной силы.
Так, и только так мы относимся сей час к спорту. Таким, и только таким видим сложнейший из его видов - футбол. Единственную игру, в которой мяч контролируется ногами.
Трудоёмкое обретение мастерства направленно к одной цели: добиться правильного взаимоотношения между мышечной работой и волей. Играющий должен твёрдо знать, какие мускулы и скакой силой их нужно пустить в ход для выполнения намерения, родившегося в мозгу.
Значит ли это что музыкант или футболист задумывается перед каждым движением? Конечно, нет. Выручает так называемый двигательный стереотип. Поэтому упражнения должны повторятся до тех пор, пока участие воли в их выполнении не окажется излишним.
Когда высокая техника футболиста переходит в категориюавтоматического, он получает возможность творить, импровизировать, создавать. Способность самозабвения ценна для футбола так же как и для искусства. При достижении футболистом высокого мастерства его воля и мысль освобождаются для решения тактических и„я бы сказал, эстетических задач так же, как воля и мысль музыканта - для передачи чувства, облечённого в ритм и звуки.
Промежуток времени от момента возникновения в мозгупредставления о каком-либо движении до исполнения этого движения называется «потерей времени». Главная задача футболистов, мечтающих добиться виртуозности, состоит именно в сознательной борьбе С «потерей времени». То, что раньше заботило главным образом музыкантов, ныне волнует и футбольных исполнителей. Их цель - довести до сознания разные степени возможной скорости всякого движения.
Поскольку нетсовпадения между музыкальным и пластическим ритмом, нужно изучить законы, которым подчинён пластический ритм в футболе. Это позволит раскрыть ещё одну причину выразительности, интересовавшей Энзенштейна.
Спросите любого футбольного тренера и он скажет, как важно для игрока экономить силы. Только большие мастера это умеют. И будто специально для современных спортсменов учёные указывают, что происхождение грациикроется в экономии сил.
Зритель всегда почувствует это так же, как он должен чувствовать, что ритм повторяющихся движений не подавил индивидуальной фантазии.
Хочу отметить ещё одну важную черту футбола - естественность движений, потому что простота и естественность движений нас всегда восхищают. Проследите за первыми шагами вашего сына: двух метровый путь он...