Хрестоматия по западной философии

  • 22 мая 2011 г.
  • 3013 Слова
ХРЕСТОМАТИЯ ПО ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
Москва
Астрель.АСТ
2003
Авторы-составители:
Л.И. Яковлева, Л.Е. Яковлева, Д.Н. Радул, М.М. Ковальзон
ПРЕДИСЛОВИЕ
Философские проблемы вечные. Фраза достаточно известная. Но достаточно ли понятая? Почему именно проблемы философии — вечные?
Определений тому, что есть философия, за более чем 2,5 тысячелетнюю историю ее существования накопилось превеликоемножество, и они настолько разнообразны, что кажутся не подлежащими обобщению. Но все же можно рискнуть предложить самое общее ее определение, включающее все остальные на правах частного случая. Философия — это систематическое дискурсивное размышление о предельных основаниях бытия. У философского знания есть коренная особенность, отличающая его от знания научного: ни одна философская системапринципиально, — то есть даже на время, — не может претендовать на истинность. С тех пор как Аристотель сформулировал свои диалектические противоречия, а затем их повторил И. Кант, но уже под рубрикой антиномий чистого разума, ничего не изменилось. И измениться не могло. И каждый решает сам, есть Бог или Его нет.
Цивилизации, эпохи, мыслители дают свои проекты-ответы на вопросы о предельных основаниях бытия. Но проверитьэти ответы на “истинность” нельзя. Философские системы могут приниматься или отвергаться, но не по критерию истины, а по другим — не менее принципиальным — соображениям: например, этическим или соображениям красоты, практической целесообразности или идеологическим. При этом надо иметь в виду, что философское знание должно строиться по нормам и правилам, принятым философским сообществом, чтобыиметь право существовать в ее “зоне ответственности”, чтобы иметь ее лейбл, ее статус; в противном случае за границами ее норм нас ожидает либо какой-то другой тип знания (обыденное, мифологическое, религиозное, искусство), либо, что хуже, хаос, поток сознания, бред. Любая деятельность, получившая общественную значимость, имеет свои нормы рациональности. И тот, кто хочет заниматься определенным видомобщезначимой деятельности, должен освоить нормы и правила ее построения и организации.
Что же следует из того обстоятельства, что философия не является наукой? Деление философии на так называемую теоретическую и историю философии неправомерно. История философии и сама философия суть одно. Следовательно, философия античности не менее истинна, чем философия, допустим, XIX века; а если перевести разговорна личности, то, к примеру, философская система М. Хайдеггера не более истинна, чем
Хрестоматия по западной философии
философская система Платона. Собственно, это и есть тот резон, почему мы назвали наш сборник текстов “Хрестоматия по западной философии. Античность. Средние века. Возрождение”.
То, что называют курсом “теоретической философии”, оказывается либо чтением одной из доктрин (напостсоветском пространстве зачастую это модифицированный в той или иной степени диалектический и исторический материализм), либо чтением философии по проблемам. Действительно, преподавание философии может строиться двумя способами: либо по проблемам, либо в диахроническом разрезе по системам (что собственно и составляет содержание истории философии). Первичное ознакомление с философией предпочтительнее начинать систории философии. Тому есть несколько причин. Как уже отмечалось, философия последующих веков не истиннее философии веков предыдущих. Но важнее другое: само философское мышление конституируется и оправдывает свое существование погруженностью в традицию, существованием в ней.
Когда я, в своей преподавательской практике, при рассмотрении темы “Философия и другие формы общественного сознания и типызнания”, спрашиваю учеников: “Чем философия отличается от шизофрении?” — и в ответ получаю: “Ничем”; я соглашаюсь. Для начала. Но следующим шагом рассуждения является поиск спецификации. Отличие найти надо, потому что философия — от этого никуда не уйти — является деятельностью, признанной общезначимой. Метафизика воли А. Шопенгауэра, к примеру, может быть...